Верховный суд не раз подтверждал, что водитель, который нарушил Правила дорожного движения, сам виноват в происшествии на дороге. Однако подобные споры постоянно возникают. Даже несмотря на все разъяснения, данные Верховным судом, Госавтоинспекцией и различными документами.
Итак, вот ситуация, которую пришлось рассматривать Верховному суду. Один водитель решил повернуть налево там, где это разрешено. Для совершения такого маневра у него не было препятствий. На светофоре горел зеленый сигнал.
Однако возникла неприятность. Наперерез ему ехала другая машина. Именно с ней он столкнулся на перекрестке.
Госавтоинспекция приехала на место, и сотрудники этой службы решили, что виновен в ДТП именно тот, кто поворачивал налево.
Примечательно, что суд первой инстанции, а также апелляционный суд решили так же. Но у кассационного суда возникли вопросы.
Казалось бы, все просто. Девушка поворачивает налево под разрешающий сигнал светофора. У нее - свободная дорога. Но навстречу вылетает автомобиль, который двигался по полосе, предназначенной для поворота налево. Его водитель нарушил правила, поскольку прямо проехал под знак "Поворот налево".
Примечательно, что в данной ситуации сотрудник ГИБДД решил, что не права именно девушка, которая не уступила дорогу, якобы, тому, кто имел преимущество. Но тут есть масса тонкостей, которые ни одному суду, да и инспекторам упускать не стоит. Речь идет о нюансах права. Дело в том, что еще в 2019 году Пленум Верховного суда установил, кто и за что отвечает на дороге.
В частности, было указано, что если водитель нарушает Правила дорожного движения, то уступать ему дорогу никто не должен. Например, водитель едет по обочине, другой водитель поворачивает направо. Происходит ДТП. Кто виноват? С одной точки зрения виноват тот, кто поворачивал, у него была помеха справа. А с точки зрения Верховного суда виноват тот, кто ехал по обочине, поскольку не имел права по ней ехать. А поэтому не имел преимущества перед другими транспортными средствами.
В данной истории девушка поворачивала на свой зеленый. Но в нее врезался автомобиль, который двигался по полосе, предназначенной для поворота налево. Если бы он выполнил требования знаков - аварии не произошло бы. Но он проехал прямо. В результате - ДТП.
И только кассационный суд установил, что в этом происшествии виноват, возможно, не тот, кто поворачивал, а тот, кто двигался прямо. Верховный суд согласился с таким решением. Он еще раз напомнил постановление Пленума ВС N 20 2019 года, в котором четко прописано, что нарушитель не имеет преимуществ перед другими водителями. Грубо говоря, если машина едет по обочине, а с основной дороги кто-то на нее съезжает, тот, кто едет по обочине, обязан уступить дорогу. Движение по обочине запрещено. Равно как и движение по полосе для общественного транспорта. Если человек решил объехать пробку перед поворотом по обочине, он также должен пропустить всех, кто ехал по дороге, поскольку нарушал правила.