Если Вы стали владельцем автомобиля с измененными (перебитыми) номерами

В настоящее время достаточно часто встречаются ситуации, когда в собственности граждан и юридических лиц находятся транспортные средства, имеющие измененную маркировку кузова или иных номерных агрегатов (далее - измененная маркировка). Как правило, это обстоятельство обнаруживается при осмотре транспортного средства, проводящегося при снятии его с учета и постановке на учет в органах ГИБДД либо при прохождении очередного технического осмотра. В последнем случае обнаружение измененной маркировки может произойти уже спустя достаточно продолжительное время после приобретения транспортного средства.

В случае, если сотрудники ГИБДД выявляют скрытые, поддельные или измененные каким-либо образом маркировочные знаки или их несоответствие документам на транспортное средство, то дальнейшие их действия выглядят следующим образом: транспортное средство и документы на него (копии документов предоставляются владельцам транспортных средств) передаются органу предварительного следствия, который проводит проверку по сообщению о преступлении, предусмотренного ст. 326 УК РФ в порядке, установленном УПК РФ. Проверочные действия, как правило, сводятся к следующему: опрашивается владелец транспортного средства, производится осмотр транспортного средства, изымается паспорт транспортного средства и назначаются криминалистические экспертизы; направляются запросы в орган, выдавший паспорт транспортного средства, в территориальное подразделение РЭО по месту предыдущей регистрации транспортного средства, при необходимости – в таможенные органы.

После проведения проверки решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 326 УК РФ, который, как правило, заканчивается вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Не исключена ситуация, когда автомобиль, проходя по какому-либо уголовному делу (например, по хищению или угону), приобщается в качестве вещественного доказательства и изымается у владельца, но это уже совсем другая ситуация.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела орган ГИБДД зачастую принимает решение об аннулировании регистрации автомобиля. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются при этом в регистрационное подразделение, сам автомобиль передается владельцу. Таким образом, получается ситуация, когда автомобиль фактически находится у его владельца, но он не может им пользоваться, т.е. участвовать в дорожном движении.

Естественно встает вопрос о защите прав автовладельцев. В виду того, что данная проблема появилась не вчера, то можно констатировать, что до недавнего времени существовал определенный выбор способов защиты прав автовладельцев, но вновь появившаяся судебная практика внесла в них существенные коррективы. Но обо всем по порядку.

Исходя из того, что аннулирование регистрации транспортного средства проводится на основании решения ГИБДД, то вполне логичным в данной ситуации является обжалование решения органа государственной власти в гражданском процессе в рамках производства по делам из публичных правоотношений, т. к. этим решением нарушаются права граждан (в частности, право пользования транспортным средством). Но здесь нужно учитывать то обстоятельство, что в действующем законодательстве содержится указание на обязанность органа ГИБДД не допускать транспортные средства, имеющие измененную маркировку: ФЗ «О безопасности дорожного движения» (п. 3 ст. 15 косвенно говорит об этом), Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (абз. 2 подп. «з» п. 12), Приказ МВД от 27 января 2003 г. «О порядке регистрации транспортных средств» (п. 17, 55, 76). Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение ГИБДД об аннулировании регистрации принято в соответствии с законом и в пределах компетенции данного органа государственной власти, что влечет в соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ отказ суда в удовлетворении жалобы.

Другой способ, который применялся на практике – предъявление иска о признании права собственности и устранении препятствий в пользовании автомобилем. Думается, такое решение проблемы также носит бесперспективный характер по следующим причинам: вынося решение об отказе в регистрации транспортного средства или аннулирования регистрации, орган ГИБДД фактически не допускает транспортное средство к участию в дорожном движении по основаниям, предусмотренным в законодательстве, что относится к сфере административно-правового регулирования, и не оспаривает такие вопросы как принадлежность транспортного средства определенному лицу. Таким образом, даже имея «на руках» решение суда о признании права собственности на транспортное средство, проблема его участия в дорожном движении решена не будет.

Третий способ решения проблемы – обращение с требованиями к продавцу транспортного средства о расторжении договора купли-продажи и возврата стоимости товара; возмещении убытков. Логика данных исков примерно такова: продавец обязуется передать товар (автомобиль), качество которого соответствует договору купли-продажи или при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара передать товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Естественно, основное назначение автомобиля, как товара, заключается в том, чтобы он участвовал в дорожном движении и, соответственно, невозможность такого участия можно отнести к недостаткам товара (точнее – к существенным недостаткам, поскольку устранить их не представляется возможным). В этом случае, руководствуясь п. 2 ст. 475 ГК РФ, покупатель в случае существенного нарушения требований к качеству товара может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Вместе с тем, применение данного способа защиты может быть осложнено следующими обстоятельствами:

Во-первых, зачастую отношения между покупателем и продавцом по договору купли-продажи транспортных средств оформляются, так называемыми, справками-счетами через торгующие организации. Первая возможная проблема: в справке-счете указана сумма, не соответствующая реальной покупной цене автомобиля (зачастую в 10, 100, а то и более раз меньше) – в данном случае покупатель вправе претендовать только на ту сумму, которая обозначена в справке-счете. Вторая проблема – торгующая организация в справке-счете указана как комиссионер, соответственно, в случае предъявления иска к продавцу, последний имеет все основания возражать против иска покупателя, поскольку по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент (реальный продавец) и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Во вторых, не исключен вариант, когда измененная маркировка номера «вскрывается» через достаточно продолжительный промежуток времени после продажи транспортного средства, и, соответственно, найти продавца достаточно проблематично.

Четвертый возможный вариант решения проблемы косвенно вытекает из положений п. 17, 76 Правил регистрации автомототранспортных средств и суть его заключается в следующем: в случае, если происхождение измененной маркировки кроется в естественном износе, коррозии транспортного средства, то в соответствии с абз. 2 п. 17 Правил регистрации регистрационные действия могут проводиться в случае, если эти обстоятельства будут подтверждены соответствующим заключением (справкой) эксперта, а также при наличии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, подводя некоторые выводы настоящей статьи, можно констатировать, что реального действенного во всех случаях юридического механизма по защите прав автовладельца, в случае если ему принадлежит транспортное средство с измененной маркировкой, нет. О перспективах применения какого-либо из перечисленных выше способов защиты именно в Вашем конкретном случае можно получить информацию обратившись за получением юридической услуги в виде изучения документов с последующей консультацией к специалистам в области права (юристам, адвокатам).

В заключении хотелось бы обратить внимание на те меры, которыми автовладелец может обезопасить себя от данных проблем. Как бы ни банально это звучало, при приобретении транспортного средства следует, прежде всего, самому или при помощи специалистов проверить автомобиль на предмет наличия у него признаков поддельных маркировочных обозначений и соответствия последних документам на транспортное средство. Далее, следует все же избегать оформления отношений купли-продажи транспортного средства при помощи справки-счета, а оформлять надлежащим образом составленным договором купли-продажи (с указанием тех условий, которые указаны в п. 35.1 Правил регистрации автомототранспортных средств), подготовка которого, как правило, имеется в перечне юридических услуг, оказываемых юристами и адвокатами.